Tkalez.com

Волшебный мир своими руками

Истории вещей: История бисера на Руси (окончание)

История бисера на Руси (окончание)

История бисера на Руси

Продолжаю рассказ «Из истории бисера» на Руси.

Надеюсь, что Вы уже убедились, что  в истории бисера и бисероплетения Русь занимает далеко не последнее место.

Конечно, было время расцвета и упадка бисерного рукоделия, но претерпев множество изменений, бисер остается фаворитом моды.

Без него невозможно представить нашу жизнь. 

Но пришла пора продолжить рассказ.

Итак, даю слово Татьяне Ткаченко…

История бисероплетения и бисера на Руси

Веком бисера в России можно считать период с середины восемнадцатого века до 50-х годов девятнадцатого столетия.

Особую популярность изделия из бисера стали приобретать в первой половине XIX века. Этим материалом оформляли интерьеры дворцовых залов, предметы отделанные бисером украшали быт помещичьих усадеб.

В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма – долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны.

Дочери и жены помещиков обычно вышивали основной узор, а остальной фон выполняли крепостные мастерицы.

В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером.

Украшали рукоделием из бисера дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам.

Богатая девица коротала время, а бедная таким образом зарабатывала на хлеб.

Мастерство в рукоделии в те времена служило признаком хорошего образования и домашнего воспитания.

Приблизительно в это время появилась техника вязания бисерного полотна при помощи спиц или крючка.

Вязанный из бисера русский нарядДля этого на нить последовательно, ряд за рядом набирались разноцветные бисеринки.

В отличие от шитья «в прикреп» где длина каждой низки равнялась одному ряду, при вязании на нить сразу нанизывались все бисеринки, составляющие узор изготавливаемого предмета.

Затем приступали непосредственно к процессу вязания, оставляя по одной бисеринке с правой стороны каждой петли вязанного полотна.

В работе применялись специальные захваты, при помощи которых бисеринки выводились на лицевую сторону изделия.

Связанные крючком или спицами чехлы применяли для украшения предметов, имевших округлые поверхности.

Также при помощи бисера выкладывались узорами и небольшие мозаичные композиции, основой для которых служила глина или пчелиный воск.

В последнем случае слегка подогретый бисер при помощи иглы вдавливали в поверхность гладкой восковой пластины.

На протяжении рассматриваемого периода менялись не только способы работы с бисером, но и размер самих бисерных зерен.

Так если в восемнадцатом веке в одной работе могли соседствовать зерна диаметром от 0,5 мм до 4 мм, то в начале девятнадцатого столетия пришло увлечение очень мелким бисером, а во второй половине того же века в моде были крупные ровные зерна.

Менялась мода и на цветовую гамму бисерных изделий.

Из истории бисера на РусиВ конце восемнадцатого века широкое распространение получили бытовые предметы, украшенные двусторонней ажурной сеткой из бисера молочно-белого, тускло-зеленого, красного, желтого и черного цветов.

А фон изделий, выполненных в середине следующего столетия чаще всего был белым или серебристым, изредка – черным.

В конце того же столетия предпочтение стали отдавать одноцветному, обычно черному бисеру, подобранному в тон декорируемой ткани.

С эпохой модерна приходит новый всплеск моды на бисер.

История бисероплетения и бисера на Руси

В немалой мере именно ему было суждено подчеркнуть тот загадочно-таинственный оттенок, свойственный пленительному образу «прекрасной дамы».

Заполняя порой всю поверхность вечерних платьев и аксессуаров, бусинки бисера мерцающим грузом ложились на почти невесомые прозрачные ткани – газ, тюль, тончайшие шелка.

История вещей. История бисера. Платье периода модернГраненные, преимущественно темных цветов, с лиловыми, сиреневыми, металлическими или перламутровыми переливами, напоминающими оперение экзотических птиц, они придавали дамским туалетам совершенно новую эмоциональную окраску.

Максимальный эффект возникал при движении, когда платье или шарф «оживали» и начинали «дышать». Особую трепетность наряду придавала бахрома из низанного бисера.

Контраст усиливал хрупкость и изысканное женское начало дамских туалетов.

Поразительный эффект создавало сочетание черного бисера и черной ткани.

Монохромность позволяла сосредоточиться на других особенностях бисера: на его удивительной способности отражать свет, игра которого усиливалась при соединении с полосками стекляруса.

Узоры, в которые укладывали бисер, следовали орнаментальной стилистике модерна, где значительное место принадлежало растительной тематике с преобладанием мотивов удлиненных трав, изображений излюбленных цветов – ирисов, водяных лилий и т.д.

Хрупкую текучесть их форм создавали подчеркнутые линии их контуров.

То плавная, лениво струящаяся, то резкая, зубчатая, ступенчатая, с острыми углами, именно линия создавала эмоциональное начало произведений.

В работах бисером она выполнялась либо непосредственным рядом бисеринок, либо отмечалась только пунктиром одиночных бусинок.

В вышивках дамских сумочек такие линеарные орнаменты выглядели особенно графично, располагаясь темными линиями на светлом фоне из полупрозрачного бисера.

Из истории бисера.

Не случайно в это время были популярны так называемые «мотивы» – отдельно выполненные орнаментальные композиции из бисера.

Чаще всего в виде горизонтальных полос или геометрических фигур, которые могли потом нашивать на платье, самостоятельно компонуя тот или иной узор.

Тонкое восприятие орнамента сочеталось с глубоким пониманием возможностей материала и виртуозностью исполнения.

Очень часть бисер использовали в соединении со стеклярусом, блестками (особенно из перламутра), искусственным жемчугом и натуральными камнями, шелковыми нитями, золоченым и серебряным шнуром.

Из истории бисера. История вещейЭти материалы подбирались или по контрасту цвета и фактуры или выдерживались в одной гамме, передавая тончайшие градации оттенков.

Соединенные вместе, они подчеркивали наиболее выигрышные достоинства каждого из материалов, увеличивая шкалу декоративных эффектов всего ансамбля.

Несмотря на то, что ряд специализированных выставок располагает старинными изделиями, выполненными из бисера, таковых все же осталось не очень много.

Одной из причин было то, что ткань, использовавшаяся в качестве основы для вышивки бисером, подвергалась процессу тления и обветшания, зачастую рвались нитки.

Старинные наряды, расшитые бисером, часто буквально «рассыпались» в руках последующих поколений.

Да и сами бусинки нередко казались в глазах детворы гораздо привлекательней, чем целое изделие – ведь ими можно было украсить что-то по-своему, например любимую куклу.

Из бисера. Вышитая икона Анжелики АртеменкоВот и исчезали таким образом старинные шедевры русского бисерного рукоделия.

В довершение этого, в начале ХХ столетия бисер охотно покупался теми, кто затем перерабатывал его в эмалевую краску.

После отмены крепостного права в 1862 году в России наблюдается некоторый упадок бисерного рукоделия.

Однако уже к концу века это искусство вновь переживает процесс возрождения.

В 1891 году М.Ф. Якунчикова организовывает ткацко-вышивальную мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии.

Кроме того, кустарные центры бисерного производства и рукоделия были организованы также в Подмосковье, на Украине и под Тулой. Распространение фабричных изделий постепенно разрушало многовековые традиции народной деревенской одежды.

Особенно эта тенденция ощущалась непосредственно вблизи крупных торгово-промышленных городов.

История вещей. БисерВо второй половине девятнадцатого столетия повысился интерес к народному искусству, к судьбе крестьянских промыслов, в том числе и к бисерному рукоделию.

Земские организации, художники и деятели культуры старались возродить крестьянские ремесла.

В современной России интерес к бисерному рукоделию пробудился с новой силой.

В 60-е годы ХХ столетия благодаря энтузиастам из Москвы, Киева, Рязани и Воронежа, создавшим собственные школы, а также расшифровавшим многие удивительные приемы работы с бисером.

В настоящее время во многих крупных городах России сложились свои собственные и зачастую уникальные методики работы с бисерным материалом.

Статьи по теме «История бисера»:

История бисера на Руси (начало)

История бисера

История бисера (продолжение)

Ваше имя:*

Ваш E-Mail:*

Среда, Август 08th, 2012 | Автор:
Отзывов: 24
  1. Надежда Суптеля -

    Я в свое время носила блузки и платья, расшитые собственноручно. Очень хорошо помню зеленое платье с рукавами клеш, тогда это был писк моды. И я это платье расшила бисером — зеленым. Да, мороки было много, но зато я сделала то, что хотела. Пришла на танцы и оказалось, что мой наряд самый потрясный. Над бисером много терпения иметь нужно, но вещи получаются — эксклюзив.

    • Это верно. Но игра стоит свеч. Платье послу вышивки бисером становится иной раз произведением искусства.

  2. Надежда -

    Какая красота! В таких нарядах чувствуешь себя королевой, наверное!

  3. Да очень красиво…у меня знакомая есть..цветы и горшки из него делает..очень такие симпатичные получаются но я посмотрел как она это делает…эт же ппц…

  4. MargaritaLuka -

    по всему видно, что бисер был популярен во все времена! я помню я была в полном восторге, в детстве. когда занималась бисероплетением. а вообще, полезно знать такое каждому, поэтому большое вам спасибо за статью!

  5. Спасибо за интересный рассказ об истории бисера на Руси, платье расшитое бисером потрясающее, были же мастерицы на Руси.

  6. Потрясающие платья! Жаль, что у меня такого нет.

  7. Надежда -

    Тут только можно ахнуть и сказать: Какая красота! Без женского творчества мир был бы тусклым!

  8. Очень интересно!
    Как сложно, однако, создать из бисера нечто стоящее.  Поразило, что после отмены крепостного права пришел в упадок этот вид ручного творчества. То есть, получается, что крепостные мастерицы с утра до вечера не разгибая спины создавали это чудо. 

  9. Интересно и очень красиво. Русские женщины всегда умели рукодельницы.Спасибо!

  10. Альбина -

    Русские женщины всегда славились рукоделием.

  11. Очень интересная статья и оформление красивое, побольше бы такого позитива в интернете. Хочется сказать — красота спасет мир. Спасибо, успехов Вам.

  12. Светлана -

    Какие красивые платья. Но в продаже я вижу ,мягко сказать, некрасивые с бисером. Надо, наверное, авручную сделать такую красоту, чтобы это радовало глаз.

  13. Александр -

    Бисер всегда мне нравился. Спасибо за увлекательный рассказ!
    Заходите в гости, буду рад))) 

  14. Восхитительнейшие работы!!! Дух захватывает! Сколько терпения и труда… да уж — не было телеков и интернета…
     

  15. Надежда Введенская -

    Такая хорошая статья! С удовольствием рассмотрела все картинки. Хотя я лично не увлекаюсь бисером, но красиво. 

  16. Какие платья красивые, налюбоваться не могла.

  17. Сергей -

    Действительно, как красиво выглядят изделия из бисера и это уже история.

  18. Искандер -

    История бисера на Руси закончилась тем, что он стал одним из излюбленных материалов для рукоделия, что очень радует. Спасибо!

  19. Владимир -

    Вы заинтриговали своей статьей :)

  20. Владимир -

    Куда же на современные наряды бисер нашивать. Там и материала то для узоров не хватит

  21. Павел Рыжиков -

    Как красиво раньше одевались. Спасибо. Удачи.

  22. Валентина -

    Спасибо за удовольствие. Все изумительно красиво!

  23. Светлана -

    Ах, какие платья из бисерного полотна, какая женщина не мечтала бы примерить такое. хотя бы раз в жизни, представляю как оно «оживает2, если покружиться в танце, класс!

Написать отзыв

*

*

  • Подпишись на RSS-ленту и получай новые статьи на свою почту:
    Введите Ваш E-mail

  • Loading...