Tkalez.com

Волшебный мир своими руками

Истории вещей: История бисера на Руси

История бисера на Руси

Мы с Вами уже узнали многое из истории бисера и изделий из него у разных народов мира.

Но интересно, а как было у нас, на Руси?

Неужели в истории бисера и бисероплетения нет страницы, посвященной изделиям и традициям  в нашей родной стране?

Я в это не верю! Думаю, что русичи не могли оставить без внимания бисер.

Очень уж он красив.

Давайте узнаем от Татьяны Ткаченко историю бисера на Руси.

Уверенна, что эта история интересна.

История бисероплетения и бисера на Руси

История бисера на Руси

Бисер на всех этапах отечественной истории пользовался высокой популярностью. История и традиции его применения уходит своими корнями в далекие времена.

Безусловно, первые мастерицы в работах из бисера использовали  жемчужины, добываемые из рек.

Изделия, расшитые жемчугом, славились на весь мир и многие богатые иностранные купцы отдавали круглые суммы за расшитые бисером одежды, оклады икон, плетеные украшения.

История бисера и бисероплетения на РусиБисер и стеклярус обычно воспринимают как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения.

Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров.

По свидетельствам знаменитого русского историка быта И.Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом.

В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены были обиты полотном и выгрунтованы мелом и насыпаны стеклярусом по зеленой земле».

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу семнадцатого столетия.

В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при активном содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению.

Однако наладить массовый выпуск отечественного бисера пока еще не удавалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы.

Причем закупки его постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года – уже 2126 пудов.

И все равно бисера не хватало!

Поэтому М.В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стекольного дела – изготовление бисера.

По указу Сената М.В. Ломоносову была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство.

Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя.

Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1770 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась.

Потребность в бисера вновь стала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Из истории бисера на РусиТкани, вышивка бисером и техника плетения в праздничной народной одежде сочетаются в единое гармоничное целое.

Несмотря на областные различия, общие черты праздничной женской одежды – яркая декоративность и покрой, не стесняющий свободу движений.

Особенно выделялись красотой головные уборы, расшитые золотыми нитями жемчугом и стеклярусом.

Несмотря на различие художественных особенностей отдельных центров, в искусстве бисероплетения и вышивки бисером и стеклярусом прослеживаются общие черты – симметричность и ясность орнаментальных форм и ритмов.

Во второй половине девятнадцатого столетия на территории Подмосковья возникло множество стеклодельных мастерских, в которых занимались изготовлением бисера.

Однако сама продукция кустарей была достаточно невысокого качества и она не могла удовлетворять спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я.Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной и конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и на этот раз.

Жемчужный бисер нередко служил украшением одежды не только духовенства и знати, но и простых людей, которые с удовольствием расшивали свои парадные платья речным жемчужным бисером. Но разумеется, наиболее часто бисером расшивались парадные головные уборы. Нередкой была такая ситуация: бисером расшивалась вся поверхность головного убора, дополненная снизу искусно выплетенной жемчужной сеткой – поднизью.

История бисероплетения на РусиКогда же добыча жемчуга в России стала уменьшаться, а жемчуга для расшивки тканей и плетения различных украшений требовалось все больше, жемчужный бисер стал заменяться стеклярусом и искусственным бисером из стекла.

Однако само понятие «бисер» практически до самой середины семнадцатого столетия было тесно связано с жемчужным бисером.

Длинные стеклянные трубочки называли «одекуй» и это название просуществовало определенное время.

Только в середине восемнадцатого столетия оно заменилось на привычное нам «стеклярус».

Восемнадцатый век принес много нового в само понятие моды.

В том числе это коснулось и бисера – до начала столетия не было существенных различий между народным рукоделием и светским, которое было доступно только представителям знати.

Но с появлением заграничных журналов мод определенные различия все же появляются.

Народное рукоделие использовало бисер для украшения костюмов, изготовления ожерелий, гайтанов, поясов и прочих предметов одежды.

Светское рукоделие использовало бисер более широко, несмотря на то, что большая часть предметов из бисера все же принадлежала умелым рукам крепостных мастериц, которые усердно трудились над многочисленными заказами знатных особ.

История бисера и бисероплетения. Стеклярусный кабинет

Наиболее известные образцы бисерного светского рукоделия это – Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме, обои которого вышиты бисером, а также многочисленные картины, оббивка мебели и т.д.

Знатокам бисерного искусства хорошо известно имение графа Тарановского в Качановке,  где бисерные вышивки декорируют гарнитур из красного дерева. Безусловно подавляющая часть этих шедевров принадлежит крепостным мастерицам, однако история бисера не сохранила для нас их имен.

История бисера. РусьИзвестно, что обучение бисерному искусству начиналось в возрасте 8-10 лет в мастерской, известной достаточно высоким уровнем выполненных работ.

Только пройдя полный курс обучения, который длился не один год, мастерица могла браться за выполнение сложных работ, а также обучать этому искусству других учеников.

Также известны центры обучения искусству работы с бисером при многочисленных монастырях.

Изделия, выполненные в монастырских школах славились своей аккуратностью и изяществом.

Дамы, принадлежавшие к высшему свету в основном выполняли небольшие изделия, которые больше предназначались для подарка либо же служили домашним украшением.

Наиболее часто из бисера выполнялись небольшие картины, кошельки, кисеты, сумочки, чубуки для табачных трубок, а также бисером оплетались подстаканники.

В России существовало множество техник плетения и работ с бисером.

Рассмотрим историю наиболее применимых из них.

Безусловной «царицей» среди всех существовавших техник была вышивка бисером. Среди крестьянок было распространено шитье по «бели» или саженье. Этими способами пользовались для украшения одежды и предметов культа.

Из истории бисера. РусьДля этого на ткани прокладывался рисунок при помощи льняного или хлопкового шнурка – т.н. «бель», к которой прикреплялись жемчужины, предварительно нанизанные на нити.

Каждая жемчужина прикреплялась к шнурку при помощи поперечных стежков.

Когда в распоряжении мастериц появился бисер в современном понимании, т.е. стеклянный либо стеклярус – старая техника применялась к новым материалам.

Чаще всего в качестве основы для вышивки являлся холст, однако его могли покрывать куском шелка.

Это делалось для того, чтобы визуально усилить сияние отдельных бисеринок на солнечном свете.

Бисеринки нанизывали на нити в строго определенном порядке и прикрепляли к ткани при помощи поперечных стежков, повторявшихся через определенное число бисеринок.

При использовании шитья «в прикреп» можно было располагать низки из бисера в определенной форме, например по кругу или по спирали.

Нередко использовалась вышивка крестом, когда низки бисера укладывались тесными рядами параллельно, прикрепляя стежками через две бусинки в перекресте долевой и уточной нитей. Иногда каждую бисеринку пришивали отдельно.

Достаточно высоко ценились вещи, поверхность которых практически полностью была покрыта бисером – это создавало оптическую иллюзию того, что вещь была выполнена из стекла.

Иногда, если выполнялась сюжетная композиция с фигурами людей, лицо и руки дорисовывали масляными красками, а саму одежду вышивали шелковыми нитями.

Если же композиция требовала выполнения особенно мелких фигурок, то на шелковом или бархатном фоне вышивали только лишь контуры самого изображения.

Иногда кроме тканей, в качестве основы для вышивки бисером использовали и другие материалы – часто прибегали к использованию картона в качестве бумажной канвы. В таком картоне проделывалось множество дырочек-отверстий, а фоновые участки, на которых отсутствовала вышивка раскрашивались акварелью.

Также в распоряжении многих выставок декоративно-прикладного искусства имеются работы, вышитые бисером по соломке, получившие наивысший расцвет с 1830-х годов.

Друзья мои, давайте сделаем перерыв.

История бисера в России будет продолжена в следующей статье.

Ваше имя:*

Ваш E-Mail:*

Четверг, Август 02nd, 2012 | Автор:
Отзывов: 31
  1. alfa-stroy64.ru -

    Среди японских производителей так же есть компания Matsuno, но по качеству бисера она значительно уступает соперничающим TOHO и Miyuki, которые заслуженно считаются лидерами рынка японского бисера.

  2. Анастасия+Аверьянова -

    Татьяна, очень приятно, что Вам понравились работы, но на фото не старинные работы, а современные. Это из книги Русский боярский костюм 21 века. Дом русской одежды Валентины Аверьяновой

    • А мы и не писали, что работы старинные. Просто в интернете нашли фото и поставили в статью. Как пример.

  3. Анастасия Аверьянова -

    дорогие друзья, очень приятно, что тиражируются наши работы, но прошу указывать авторство. На фото не старинные работы, а современный боярский костюм XXI века. У каждого костюма свой автор. Это проект Русских мастериц Дома русской одежды Валентины Аверьяновой

    • Мы не брали фото из статьи. Просто нашли в интернете картинки и поставили их в статью. А откуда они — даже и не знали. Впервые слышим о Доме русской одежды Валентины Аверьяновой.
      Зайдем к ней на сайт, посмотрим работы. Они просто изумительны!

  4. Дарья Аверьянова -

    Дорогие авторы и гости сайта!
    Внесу ясность по поводу фотографий на которых изображены русские боярские костюмы:
    ни какие это не древние мастера, а очень даже современные!
    Автор этих костюмов Дом Русской Одежды Валентины Аверьянововй!!!

    наш сайт: slavmoda.com

    • А я пересмотрела весь сайт и не нашла тех фотографий одежды, которые опубликованы в нашей статье.

  5. В музеях приходилось видеть изделия русских мастеров из бисера, но никогда не попадала на выставку, где бы еще знакомили с историей развития вышивки бисером в России. Спасибо за рассказ.

  6. Любовь -

    Шикарные костюмы, дожившие до наших дней, показывают наглядно все мастерство и умение мастериц этого нелегкого, требующего большого терпения труда.

  7. Владимир Марник -

    Костюмы как из фильма Иван Васильевич меняет профессию 

  8. Татьяна -

    Музейные наряды  древних мастеров радуют глаз. Приятно, что  и сейчас техника бисероплетения  входит в моду. В свое время,я, будучи школьницей, занималась на курсах кройки и шитья. Тогда сшила себе шикарное платье, расшитое стеклярусом и бисером. Красивые орнаменты  печатались в женском журнале «Работница».  И сейчас в магазинах много всевозможного бисера и стекляруса. Рукодельницы могут найти  себе увлекательное  и полезное занятие.

  9. Назгуль -

    наряды просто восхитительные, не удивлюсь если современные дизайнеры начнут использовать некоторые идеи в современной моде

  10. Святослав -

    Спасибо за познавательную статью. Знал, что Ломоносов получил смальту, а то, что он занимался бисером не знал.

  11. Очень понравилась статья. Я как-то не задумывалась о том, что бисер на Руси был настолько популярен, хотя вышитые им изделия видела в музеях. Больше всего меня удивило, что даже Ломоносов занимался его производством. Для меня-то бисер так — ерунда и безделица.
     

  12. Татьяна -

    Статьья интересная и красиво оформлена! Спасибо!

  13. Сказочные наряды из бисера, статья удивительная прочла на одном дыхании! Спасибо!

  14. Николай -

    Очень интересно, удивительно красиво… А Михайло Ломоносов столь же велик , Как и Петр I!

  15. Очень красивые наряды, с удовольствием на них полюбовалась.

  16. Когда была в музее народного творчества всё удивлялась, до чего красиво выполнены старинные наряды и украшения из бисера

  17. Необыкновенна красота! Радует, что традиции сохраняются.

  18. Искандер -

    Интересно было бы побывать в Стеклярусном кабинете Китайского дворца .

  19. раньше занималась плетением из бисера, но только небольшие изделия, до чего-то более серьёзного так и не дошла

  20. Сергей -

    Несомненно, интересно было узнать историю бисера.  Русские наряды расшитые бисером, очень величественны и торжественны. Спасибо за интересную статью

  21. Светлана -

    Мне кажется, что русские наряды, расшитые жемчугами и бисером, самые красивые, хотя это, наверное, гены. Но как торжественно и шикарно смотрится такая одежда. Исторический экскурс как всегда на высоте!

  22. Я к бисеру всегда относилась нейтрально,но такая красота, которую рукодельницы создавали, никого не оставит равнодушным. А комната, где обои и стулья украшены бисером, это просто чудо.

  23. Александр -

    Нмкогда не задумывался, что не только жемчужным, но и стеклянным бисером отделывали одежды.

  24. Самое главное рукодельницы и раньше, и сейчас делают эксклюзивные вещи. В этом их ценность. Красота — само собой — неописуемая.

  25. Наталья -

    Как все красиво! Умелицы русские такую красоту создавали. Да и сейчас не потерялись эти техники и люди, кто умеет это делать.

Написать отзыв

*

*

  • Подпишись на RSS-ленту и получай новые статьи на свою почту:
    Введите Ваш E-mail

  • Loading...